Авторы |
Влазнев Алексей Иванович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра общей физики и методики обучения физике, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), of@pnzgu.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Для отечественной педагогики проблематика самостоятельной работы не нова. Вместе с тем можно констатировать, что, несмотря на многоплановость и разнообразие исследовательских подходов, проблема организации самостоятельной работы студентов вузов далека от разрешения. В педагогической литературе нет единства взглядов на сущность самостоятельной работы, неоднозначно определяется роль и содержание деятельности преподавателя в ее организации, слабо разработаны методики осуществления текущего контроля над ходом самостоятельной работы, способов ее корректировки, остро ощущается недостаточность исследований, касающихся влияния самостоятельной работы на формирование компетенций студента. Цель работы – рассмотреть самостоятельную работу как фактор формирования компетенций студента, предложить уровни их подготовленности и функции проверки знаний, разработать блок-схему анализа самостоятельных заданий.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования системы взаимосвязанных и взаимодополняемых методов, адекватных целям работы: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме.
Результаты. На основе анализа литературных источников дано уточнение понятия самостоятельной работы, предложены уровни подготовленности студентов и функции проверки знаний, разработана блок-схема анализа самостоятельных заданий для студентов, изучающих конструкторско-технологические дисциплины (направление подготовки «Педагогическое образование». Квалификация – бакалавр. Профиль подготовки – «Технология»), выявлены компетенции, формируемые в процессе самостоятельной работы при изучении дисциплины «Техническое творчество в школе», определены структурные элементы компетенций.
Выводы. Изучение вопроса позволяет уяснить взаимосвязь самостоятельной работы с процессом формирования компетенций студентов на примере решения конструкторско-технологических задач, определить новое направление в дальнейшем изучении научной проблемы.
|
Список литературы |
1. Зиновьев, С. И. Учебный процесс в высшей школе / С. И. Зиновьев. – М. :Высшая школа, 1988.–291с.
2. Никандров, Н. Д. Педагогика высшей школы / Н. Д. Никандров. – Л. : Педагогика, 1990. – 437 с.
3. Пакулина, С. А. Педагогика и психология самостоятельной работы студентов в высшей школе / С. А. Пакулина. – Челябинск : Филиал Московского государственного педагогического университета, 2007. – 182 с.
4. Сластенин, В. А. Педагогические задачи и ситуации по теории и методике воспитания / В. А. Сластенин. – М. : МГПИ, 1991. – 8 с.
5. Долженко, О. В. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе : метод. пособие / О. В. Долженко, В. Л. Шатуновский. – М. : Высшая школа, 1999. – 191 с.
6. Тельтевская, Н. В. Диагностическая функция проверки и оценки знаний учащихся / Н. В. Тельтевская, С. А. Карасев. – Саратов : Наука, 2011. – 162 с.
7. Влазнева, С. А. Контроль и оценка знаний студентов в процессе изучения экономической теории / С. А. Влазнева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – 2011. – № 4.–С.130–136.
8. Walstad, W. B. Improving assessment in university economics / W. B. Walstad //Journal of Economics Education. – 2001. – Vol. 32, № 3. – P. 281–294.
9. Buckles, S. Using multiple-choise questions to evaluate in-depth learning of economics/ S. Buckles, I. I. Siegfried // Journal of Economic Education. – 2006. – Vol. 37, № 1. – P. 48–57.
|